Наш конкурс не про места!
Несмотря на все препоны, эмоциональный заряд и историческая инерция позволяют конкурсу каждый раз знакомить слушателей с новыми блестящими музыкантами. Невзирая на распределение мест, о котором многие спорят с пеной у рта и до потери пульса, мудрая часть слушателей замечает, что конкурс Чайковского давно не про премии, а после окончания конкурса слушать, зачастую, рвутся не обладателей гран-при, а любимцев публики, которые в электрической атмосфере состязания смогли завоевать свою аудиторию. Так открытием последнего конкурса для меня, да и для многих слушателей стал совсем еще юный японский музыкант Мао Фудзита, покоривший зал своей точностью, техническим совершенством, ясностью намерений в ансамбле с дирижером, но главное - искренностью исполнения. Это нисколько не умаляет заслуг других участников, и каждый может выбрать своего «лучшего» исполнителя (музыка вообще вещь субъективная, как и любое искусство), но я без сомнения пойду на концерт Мао и вам советую! Здесь же хочется заметить, как дружелюбно проходит наше состязание в целом, и как на конкурсе целыми залами влюбляются в иностранных участников, а после болеют за них больше, чем за недавних местных фаворитов («Ваня Клиберн» заложил крепкий фундамент, традиция жива). Продолжая аналогию. Наш «Чайник» похож на пузатый русский самовар, который невзирая на смену воды на более жёсткую и появление более удобных электрических аналогов, смог сохранить в себе жаркие угли, не прогорел насквозь и более чем способен выполнять свою прямую функцию – собирать вокруг себя людей.
Что касается места конкурса в системе современных культурных координат, то это, безусловно, безудержный праздник музыки, по масштабу и яркости эмоций сравнимый разве что с чемпионатом мира по футболу, недавно прошедшим в Москве и других городах России, с поправкой лишь на процент местного населения, желающий приобщится к академической музыке. Больше декады мы с удовольствием ходим смотреть и слушать молодых исполнителей, каждый из которых потратил сотни и тысячи часов на подготовку, заслужив своё место на сцене. В кой-то веки каждый слушатель приветлив с каждым и открыт для диалога или дружеского спора на тему: «...потрясающей лёгкости туше молодого француза...» или «...певучего звука русской исполнительской школы...». Мы до смеха радуемся виртуозным исполнениям, сопереживаем тонкости и гибкости мелодических линий Кампанеллы Листа, затаив дыхание на полторы минуты тысячной армией следим за хроматическими пассажами этюдов Шопена, взрываемся бурными овациями или неспешно погружаемся в глубины медленных частей сонат Моцарта и Бетховена, снова очаровываясь их философской глубиной, и, наконец, в миллионный раз восторгаемся красотами концертов Рахманинова и Чайковского; тепло становится на сердце от мысли, что у нас - любителей музыки, профессиональных музыкантов, меломанов есть свой праздник, который всегда с нами, своё соревнование, на котором можно быть не за кого-то конкретно, а «за красивый футбол», и что на этот, поистине марафонский, забег еще приезжают прекрасные молодые музыканты.