Кино
От Бешеных до Омерзительной
За что мы любим Квентина Тарантино
06/04/2019
На прошлой неделе свой пятьдесятшестой день рождения отметил один из культовых режиссёров современности, человек помешанный на кино — Квентин Тарантино. В ожидании его нового творения под названием «Однажды в Голливуде» (Once upon a time in Hollywood), которое выйдет на экраны летом хочется слегка порефлексировать на тему: за что вообще мы любим этого режиссера, как он снимает свои фильмы, и почему его кино — клёвое.
Квентин Тарантино уникальная личность в киноиндустрии уже потому, что никогда не получал никакого образования по специальности. Он с детства страстно полюбил кино. Мать брала его с собой на взрослые киносеансы, вместо положенных ему по возрасту диснеевских жвачек, где он пересмотрел множество спагетти-вестернов. Отчим так же подкармливал начинающуюся киноманию постоянным подбрасыванием информации из серии: «Квентин, смотри, этот парень играл в „том-то“ фильме пятьдесят шестого года». Тарантино, конечно, быстро всё запоминал и делал своим.
«Когда я делаю фильм, я хочу, чтобы он стал для меня всем; чтобы я готов был умереть ради него»


Скоро юноша понял, что ничем кроме кино он заниматься не хочет, и уговорил мать бросить школу (не смотря на один из самых высоких показателей IQ в заведении), с условием, что Квентин найдет работу. И он действительно находит дело по душе, о котором позже будет вспоминать как о лучшем в жизни после «делания» кино. Тарантино устраивается в видеопрокат, где вокруг него быстро формируется кружок синефилов, в котором увлеченные проводят часы в спорах о фильмографии Мартина Скорсезе или вестернах Ховарда Хоукса. В это же время он пробует попасть в любимую индустрию как актер, что не особо выходит, если не считать небольшой роли Элвиса в ситкоме, поэтому Квентин пробует себя как сценарист. И здесь почти сразу встречает одобрение друзей, а позже и крупных кинокомпаний, которые покупают два его сценария. Квентин не спешит тратить вырученные тридцать тысяч баксов, а откладывает их для большого дела, которое обдумывает уже долгое время — съемки собственного фильма по оригинальному сценарию, который вскоре попадает к Харви Кейтелю. Харви приходит в дикий восторг от написанного и спустя совсем короткое время фильм обрастает прекрасной съемочной группой, талантливыми молодыми актерами, а бюджет картины увеличивается до полутора миллионов долларов.

Дальше были съемки, постпрадакшн и наконец фестиваль Санденс, а позже и Канны увидели первый фильм Квентина Тарантино — «Бешеные псы». Картина снискала высокую оценку кинокритиков, а вместе с ней — молодой режиссер.
Дальнейшая карьера Тарантино складывалась весьма и весьма успешно, для получения более распространенной информации следует обратиться к более распространенным материалам. Здесь отмечу лишь, что «Бешеные псы» вышли в девяносто втором году, с тех пор режиссер успел снять еще семь крупных фильмов, ни один из которых не провалился в прокате, а некоторые обрели статус культового кино.

Самое подходящее слово для характеристики творчества этого экстравагантного, по-хорошему повернутого на кино художника — клёвое. Фильмы Тарантино КЛЁВЫЕ, поэтому мы их так любим. Во многочисленных интервью режиссер всегда отмечает, что снимает лишь такое кино, которое хотел бы смотреть сам…
На съемочной площадке он всегда заражает свою команду киноманией; так во время съемок часто можно услышать диалог «поэта и толпы»:

— Стоп. Снято. Все молодцы! Попробуем еще раз! А почему?
— *толпа скандирует* Потому что мы любим делать кино!
…поэтому каждый фильм Тарантино как лоскутное одеяло соткан из операторских находок, приёмов, спецэффектов, экшн сцен и цитат ретро кино, любимого сердцу автора. При этом использование чужих приёмов никогда не плагиат, но лишь краска на холсте или, скажем, приём инструментовки симфонического оркестра (В одном из интервью он признался, что хотел бы быть дирижёром, управляющим эмоциями зрителя с помощью киношных средств). Верно и то, что не смотря на весьма эклектичную палитру тропов, его кино никогда не разваливается на части, не пахнет мертвечинкой или некрофилией. Это всегда клёвое увлекательное кино!
Любимые фильмы Тарантино*

1) «Хороший, плохой, злой», 1966, Серджио Леоне
2) «Апокалипсис сегодня», 1979, Френсис Форд Коппола
3) «Несносные медведи», 1976, Майкл Ритчи
4) «Кэрри», 1976, Брайан де Пальма
5) «Под кайфом и в смятении», 1993, Ричард Линклейтер
6) «Большой побег», 1963, Джон Стёрджес
7) «Его девушка Пятница», 1940, Ховард Хоукс
8) «Челюсти», 1975, Стивен Спилберг
9) «Хорошенькие девушки, станьте в ряд», 1971, Роже Вадим
10) «Гремящий гром», 1977, Джон Флинн
11) «Колдун», 1977, Уильям Фридкин
12) «Таксист», 1976, Мартин Скорсезе

*По опросу журнала Sight and Sound
Восьмой работой Квентина стала символично названная картина «Омерзительная восьмерка». Фильм имеет очень непростую судьбу: сценарий был слит в интернет до начала съемок, Тарантино думал совершенно отказаться от идеи фильма, но после публичного чтения в отреставрированном кинотеатре Ace Hotel, восторженной реакции и уговоров публики, решил снимать доработанный и переделанный сценарий. Ирония судьбы еще и в том, что за несколько дней до премьеры картина утекла в сеть (начали с подставы, закончили подставой, крепкая композиция, профессионализм во всём!). Вопреки всему картина собрала 156 миллионов долларов при бюджете в 44!

Несмотря на отзывы кинокритиков, я считаю этот фильм не просто хорошей работой, но одной из лучших в фильмографии режиссёра и вот почему:
Операторская работа

Зрительский опыт Квентина Тарантино настолько велик, что он полностью заменяет ему киношколу, проще говоря он закончил лучшую из возможных киношкол — он смотрел кино, он снимал кино. Оператор, работавший с ним еще над первой картиной, вспоминал, что Квентин всегда точно знал, какой кадр ему необходим и что он хочет увидеть, невзира на минимальный опыт в кино — это очень помогало его коллегам.

За почти тридцать лет работы над фильмами Тарантино успел не просто набить руку, но стал мастером, умеющим эффектно работать с освещением, композицией и движением камеры. «Восьмерка» не является исключением, каждый кадр не просто выполняет функцию, но прекрасен сам по себе, хоть на стену вещай!

Все фильмы Тарантино сняты исключительно на плёнку, он ни раз замечал, что чувствует «магию кино», заключенную в переходе одного статичного изображения в другое, и рождения из этого простого процесса чуда кинематографа. Интересно, что именно для этого фильма Тарантино решил реанимировать пленку забытого ультраширокового формата «Ultra Panavision 70» с использованием объективов и аппаратуры со склада компании Panavision, пролежавших там без дела с 1966 года и некогда использовавшихся для съемки знаменитого «Бен-Гура» Уильяма Уайлера. Зачем, для чего, почему и как это сделано можно узнать здесь, потому как это очень интересно!
Музыка

Для написания саундтрека к фильму был приглашен патриарх киномузыки, создавший сопровождение к таким шедеврам как «Хороший, плохой, злой», «Профессионал», «Однажды в Америке», «На несколько долларов больше» и еще для сотни других фильмов — Эннио Морриконе, с которым режиссеру уже довелось работать в предыдущем вестерне — «Джанго». Вообще выбор Тарантино именно Морриконе отнюдь не очевиден, но более чем понятен, ведь им написана музыка для половины спагетти-вестернов, в частности одного из любимых фильмов Квентина — «Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне.

И ещё одна важная деталь, именно Морриконе писал саундтрек к фильму 1982 года «Нечто», где герой Курта Рассела оказывается в сходной ситуации снежного плена. Специально для «Восьмёрки» композитор достаёт с антресолей неиспользованный музыкальный материал к «Нечто», дорабатывает его и получает свой первый, но давно заслуженный «Оскар». Музыка действительно вышла на славу: щемящие ползучие скрипки, устрашающие виолончели и контрабасы (попахивает Шнитке) — всё в лучших традициях мастера.
Актёрский состав

Стоит ли долго говорить о звездном составе любимых актеров Тарантино, кочующих из фильма в фильм: Тим Рот, Майкл Мэдсон, Сэмюель Джексон — все наши. Игру Дженнифер Джейсон Ли отметили многие кинокритики. Вообще Квентин Тарантино известен своей суперспособностью вдыхать новую жизнь в карьеру актёров. Так было с Харви Кейтелем, то же самое происходит и с Джейсон Ли, получившей роли в новых небезынтересных проектах («Твин Пикс», «Патрик Мелроуз»). Команда актёров полностью поддерживала своего фанатичного режиссёра, несмотря на бесконечную работу на морозе, тоже касается и съемок в помещении, павильон для которых был оборудован холодильными машинами для создания эффекта аутентичного пара изо рта.
Сценарий

В последнее время жанр вестерна переживает своего рода ренессанс («Выживший» Иньярриту, «Недруги» Скотта Купера, «Братья Систерс» Жака Одиара), конечно, Тарантино не просто идёт по течению, а скорее задаёт темп и направление оному. По большому счёту эта новая волна началась там же, где начинается ремейк «Джанго».

"Восьмерка" изначально предполагалась, как продолжение дилогии о Джанго, который должен был стать одним из героев, но автор вовремя осознал, что старый герой будет лишь тормозить новых персонажей, и отказался от этой идеи в пользу самостоятельного кино.

Сценарий получился поистине тарантиновским. Режиссер известен своим умением рассказывать обычные истории необычным языком. Прекрасно прописанные персонажи, великолепные диалоги и фирменное нелинейное повествование — короче говоря всё, за что можно любить кино — на месте. Налицо так же явная театральность действия, персонажи заперты в герметичном пространстве, что характерно для театральных пьес (понятно, почему Тарантино решил организовать публичные чтения; тут же, кстати, можно передавать привет Мартину МакДонаху, который корнями явно уходит в творчество Тарантино).
По-моему, всего вышеперечисленного с головой хватит, чтоб назвать «Омерзительную восьмерку» одной из лучших режиссерских работ Квентина, а также, чтобы показать, «Q» находится на пике творческих, материальных и любых других возможностей, что развязывает ему руки и дает возможность снимать, используя любые из возможных «кистей и красок» нужных для создания по-настоящему увлекательного кино!
«Вы знаете, все мои фильмы окружены глупыми спорами, которые поднимаются на какое-то время. Но через лет восемь вы смотрите эти фильмы на TNT.
Я спрашиваю, что такого спорного в них?»

Если решаться на более серьезные обобщения, то есть догадка, что мастер дорос уже не просто до цитирования… референса… оммажа… отсылки…, но до автоцитирования… автооммажа… (ну вы поняли логику). Атмосфера и сюжет «Омерзительной» сильно смахивают на «Бешеных»: то же замкнутое пространство, набитое головорезами. Квентин машет ручкой себе двадцатилетнему! Больше того, я думаю, что следующий фильм «Once upon a time in Hollywood» кинет мост ко второй работе режиссёра- «Криминальное чтиво» (возможно я ошибаюсь, но не удивлюсь если мы вновь увидим те же развязные зарисовки в нелинейном стиле, тем более что действие снова происходит в Лос-Анджелесе).

Короче, чего я распинаюсь-то? Да потому что лета жду, и новой клёвой картины клёвого Тарантино. С прошедшим Днём Рождения!

Смотрите хорошее кино!
«Когда я делаю кино, я больше ничего не делаю. Всё упирается в кино. У меня нет жены, у меня нет детей. Ничто не стоит у меня на пути... Я сделал выбор, до сих пор я иду по этой дороге один. Потому что это моё время. Это моё время, чтобы делать кино»
P. S. Чего почитать по теме на русском:
— Александр Павлов «Бесславные ублюдки, Бешеные псы. Вселенная Квентина Тарантино»
(Супер подробный анализ творчества режиссера с огромным количеством использованной литературы как на русском так и английском языках, надолго закрывающий вопрос о «книжке про Тарантино» вообще)

-Том Шон «Тарантино. От криминального до омерзительного: все грани режиссера»
(Достаточно увлекательный table-book для неспешного изучения, включающий более чем 250 околотарантиновских фотографий. Фанатам — must have!)
Понравился материал?
Подписывайся на телеграм-канал, instagram и наше VK-сообщество,
чтобы получать свежие статьи оперативнее.
Расскажи в комментариях, что ТЫ по поводу этого имеешь, тычь
«рассказать друзьям» ниже, но лучше поддержи ресурс, если хочешь увидеть новый контент быстрее!
Made on
Tilda