Музыка
Past Perfect Sound
"Карантинки с выставки"
12/04/2020
Апрель двадцатого года оказался для нас всех весьма специфическим времяпрепровождением. Каждый сам решает, как сходить с ума в условиях замкнутого домашнего пространства, но для меня это огромное количество свободного домашнего времени - повод заняться делами, многажды откладывавшимися в долгий ящик.
Одним из таких занятий стало освоение аудиозаписи, а точнее превращение квартиры в подпольную студию звукозаписи. Можно ли сделать качественную или по крайней мере приятную студийную запись используя доступный мне минимум оборудования? Оказалось - можно (спойлер). Домашняя запись в данном случае интересна ещё и потому, как я являюсь счастливым обладателем рояля Bluthner начала века (годов примерно 1900-х – 1910-х точнее датировать его я не берусь).

Рояли Bluthner всегда славились своим особенным немецким тембром, отличающимся и от Steinway и от роялей Bechstein. Особенно это касается старых моделей, потому как на сегодняшний день все фабрики вынуждены выживать в условиях малого спроса, удешевляя производство. Поэтому так интересно увидеть/услышать эту тень былого, но пока живого величия.

Фортепианостроение начала века двадцатого – не просто большой, а очень большой бизнес со своими брендами законодателями мод, аудсайдерами и прочими мелкими независимыми фирмами. Рояль тогда – не просто модный аксессуар, но обязательный предмет домашней утвари образованных людей, поэтому фортепианный рынок того времени похож на рынок современных смартфонов, где есть флагманские компании со своими фанатами, и есть бренды, выделяющиеся за счёт порой неочевидных нововведений и эксклюзивных патентов.
Рояль тогда – не просто модный аксессуар, но обязательный предмет домашней утвари образованных людей, поэтому фортепианный рынок того времени похож на рынок современных смартфонов
В связи с такой ситуацией устройство фортепиано постепенно менялось, выкристаллизовывалось и совершенствовалось, успев ощутимо измениться для исполнителей, слушатели же, в силу растянутости этого процесса не заметили драматической разницы, но она появилась, и о ней ниже. Усовершенствования коснулись прежде всего механики, то есть механизма звукоизвлечения. Была доведена до своего современного состояния так называемая механика «двойной репетиции», которая позволяет клавише быстрее срабатывать при неполном её подъёме и соответственно упрощает пианисту исполнение репетитативных пассажей. Такая система присутствует и в моём инструменте, но в современных роялях стоит механизм Эрара слегка усовершенствованный крупными фирмами типа Steinway или Yamaha для своих инструментов; к слову сказать и в современных Bluthner-ах давно стоит Эраровская механика. В случае моего раритета мы имеем так называемую блютнеровскую механику с Г-образной коленчатой пружинкой, которую еще называют «полуторной репетицией», которая, если сказать честно, серьёзно меняет ощущение от игры. Если сравнивать рояль с гоночной машиной, а пианиста с пилотом болида, то информативность руля здесь сильно ниже современных авто.
Помимо английской механики в этом рояльчике установлена система аликвотов - Aliquote PianoPatient. Система устроена как четвёртая добавочная струна в верхнем диапазоне, её особенность в том, что молоточек при срабатывании не ударяет по ней, звучать она начинает из-за резонанса, возникающего между струнами, то есть три струнны возбуждают звуковые колебания в четвёртой. Как меняется звук инструмента по этому поводу? Примерно никак. В данном инструменте четвёртые струны выключены (заглушены) механически полоской мягкой ткани. Кроме древних Блютнеров такую систему я не встречал нигде. Почему? Потому как этот рудимент эпохи вышел из употребления по своей ненадобности, скорее всего это был крутой маркетинговый ход своего времени (примерно, как третья и четвёртая фотокамеры на современных смартфонах).

Наверно это всё, что можно выделить из конструктивных особенностей моего Bluthner-а. Что касается качества материалов, использованных при изготовлении, оно, безусловно, на порядки выше современных бюджетных роялей, потому что в своё время этот инструмент был «флагманом» компании, и вот эту его «породистость» вы конечно можете услышать, количество и качество звука здесь поражает.

Для тестовой записи мной выбран один из моих любимейших шедевров русской фортепианной литературы – «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского. Где-где, а здесь можно показать всю палитру блютнеровских красок (если уметь, конечно). К тому же, чисто хронологически этот звук намного ближе автору, написавшему свою виртуальную картинную галерею в 1874 году. Возможно, для авторских ушей этот цикл звучал примерно так.

Приятного прослушивания!

Понравился материал?
Подписывайся на телеграм-канал, instagram и наше VK-сообщество,
чтобы получать свежие статьи оперативнее.
Расскажи в комментариях, что ТЫ по поводу этого имеешь, тычь
«рассказать друзьям» ниже, но лучше поддержи ресурс, если хочешь увидеть новый контент быстрее!
Made on
Tilda