За два часа репетиции в обыгранной пару дней назад в Перми программе находится тьма подобных мелочей. Фразировка и нюансировка полируются до блеска. Если кто-то думает, что непрекращающаяся шумиха вокруг пермских музыкантов всего-навсего раздутая волна моды, просто пойдите и посмотрите, как вкалывают эти ребята. Вопрос исчезнет так же, как появился.
Из неожиданного. Интересно решение среднего эпизода Dies irae - позывные корнетов. Основная медная группа сидит на сцене, но по бокам в крыльях амфитеатров слева и справа стоят по банде труб. Стоит ли говорить, что впечатление от их перекличек просто космическое (привет пространственная музыка и новомодный Dolby Atmos). Опять же музыканты до последнего бьются над точностью ансамбля и нудной подстройкой под акустику конкретного зала.
Вот так посмотришь на два часа (опуская тысячу заочных) кропотливейшей работы, проще говоря - пахоты огромного коллектива, и сразу отпадают все вопросы про волшебство, магию и срыв крыши от исполнения. Никакой мистики или секретных техник. Это огромное количество человеко-часов, принесенных в жертву искусству.
Стоит ли говорить, что вечерний концерт прошел на ура от первого вкрадчивого эпиграфа оркестра, а потом и хора "Requiem aeternam..." от которого волосы встают дыбом, через адские тирраты Dies Irae до скорбного, но невероятно светлого Libera Me.
Музыкант на репетиции и музыкант в концертном состоянии это два разных человека. Каждый исполнитель, выходя на сцену, собран и мобилизован. Вот здесь, наверное, следует подумать о магии. Да даже не затасканное слово «магия», а что-то гипноподобное. Когда на сто с лишним человек сходит не то что вдохновение, но некое ощущение мистерии, единомыслие и добровольное подчинение правящей руке Курентзиса. Повел рукой и пассаж улетел в космос, опустил руку и звук провалился. Вот где магия, когда все вместе и все за одно - за искусство. (Кашпировский, да и только).
Тогда с пыльного Верди осыпается высокопарная итальянщина и нафталин и открывается гениальная музыка прекрасного мелодиста и, наверное, одного из самых театральных композиторов. Всё исполнение из головы не выходило слово «театр» и «театральность» (не путать с театральщиной, оперностью и пафосом). Реквием Верди, в отличие от, скажем, моцартовского, в исполнении MusicAeterna оставляет ощущение не церковной мессы, а большой драматической постановки, что ни в коей мере не умаляет темы этой самой «постановки». То есть: много людей собрались не для того, чтобы отпеть заупокойную мессу, но, чтобы философски, через театр и театральные оперные приёмы осмыслить вопрос ухода человека из жизни, а после передать это слушателю. Когда из тьмы Дня гнева появляется чистый и светлый тембр сопрано Зарины Абаевой, ей отдельное СПАСИБО, тогда веришь, что Lux-то perpetua! (Тенор так же был на высоте, а единственные вопросы, возникшие к исполнителнению связаны с партией Баса и в особенности Меццо-сопрано, но здесь следует оговориться, что по каким-то причинам состав исполнителей был внезапно изменен, а поводов может быть миллион, поэтому это не более чем вопросы).
Этот московский концерт является вторым концертом из большого европейского турне оркестра. Далее его остановками станут: Париж - Брюссель - Кёльн - Гамбург - Вена - Женева - Люцерн - Милан - Экс-ан-Прованс - Афины. Важной вехой здесь выделяется выступление в Милане в церкви Святого Марка, где 22 мая 1874 года впервые прозвучал «Реквием» Джузеппе Верди. Интересно оценить насколько изменится произведение в руках коллектива, пройдя такую мощную обкатку. И нам представится возможность сравнить, так как ожидается прямой эфир из Милана.