Музыка
"В греческом зале..."
MusicAeterna сотворила чудо. Опять?
25/03/2019
24-го марта, спустя три месяца с прошлого визита, Большой зал Московской консерватории снова стал филиалом оркестра MusicAeterna и его руководителя Теодора Курентзиза. В последний раз, под новый год, музыканты привозили в Москву рахманиновскую программу, в этот раз оркестр приехал с хором, дабы исполнить одно из самых популярных сочинений - Реквием Джузеппе Верди.
Здесь же наступает неловкая пауза негодования многих ценителей музыки и меломанов (деф. не те, кто алчет "мел"). Вердиевский Реквием стал настолько заезженной и растасканной на цитаты вещью, что многие, даже очень хорошие, музыканты перестали воспринимать это сочинение всерьез.

Кинорежиссер хочет нагнать страху: «Dies irae Верди», нужно немного тоски: «отсыпьте Lacrimosa из того Реквиема» etc. Хит, как не крути! А сколько исполнений, выталкивающих на первый план итальянскость, оперность, пафос и красо́ты сольных вокальных партий? К сожалению, подавляющее большинство. Именно поэтому столь высокие надежды были возложены мной на пермских коллег.

Привыкнув ждать от Теодора и его музыкантов чуда, я, как всегда, пошел за ним, чудом то есть, на дневную репетицию оркестра, чтобы поймать за хвост появление этого Чеширского кота и не позволить ему превратится в исчезающий улыбающийся оскал.
На этом благоухающие эпитеты и высокопарные метафоры стоит оставить в стороне, а то получится как у всех, а как у всех мы тут не хотим.
«...Нужно всего лишь нажимать нужные клавиши в нужное время...»
И. С. Бах
Так вот, чуда, мистики или секретного ингридтента в исполнении MusicAeterna нет. Как говорил о природе своей гениальности Иоганн Себастьян Бах: «Нужно всего лишь нажимать нужные клавиши в нужное время». Оркестр и хор собраны из профессионалов высочайшего уровня и постоянно пополняются музыкантами из лучших учебных заведений (к примеру, каждый приезд можно наблюдать небольшие ротации и обновления у струнной и духовой группы, про хор вообще молчу). Под определенные программы оркестр комплектуется определенными людьми, которые естественно проходят мощную селекцию. Прекрасные музыканты замечательно справляются с технологической стороной вопроса, что снимает огромное количество проблем с руководителя. Но Курентзис не был бы собой, если бы не ставил перед музыкантами сверх задач, как парфюмер (он ведь и этим нынче занимается), выжимая из благоухающих роз еще более изысканное масло (фу, самому противно, но я уже написал).
Пример репетиционного диалога:

Курентзис: "Это громко! Там пианиссимо! Сыграйте мне в четыре раза тише!"
Оркестр: *Играет ультра-пиано*
Курентзис: "Нет, вы играете в два, надо в четыре!"
Оркестр: *Выдает паранормальные звуки*

ect...
За два часа репетиции в обыгранной пару дней назад в Перми программе находится тьма подобных мелочей. Фразировка и нюансировка полируются до блеска. Если кто-то думает, что непрекращающаяся шумиха вокруг пермских музыкантов всего-навсего раздутая волна моды, просто пойдите и посмотрите, как вкалывают эти ребята. Вопрос исчезнет так же, как появился.

Из неожиданного. Интересно решение среднего эпизода Dies irae - позывные корнетов. Основная медная группа сидит на сцене, но по бокам в крыльях амфитеатров слева и справа стоят по банде труб. Стоит ли говорить, что впечатление от их перекличек просто космическое (привет пространственная музыка и новомодный Dolby Atmos). Опять же музыканты до последнего бьются над точностью ансамбля и нудной подстройкой под акустику конкретного зала.

Вот так посмотришь на два часа (опуская тысячу заочных) кропотливейшей работы, проще говоря - пахоты огромного коллектива, и сразу отпадают все вопросы про волшебство, магию и срыв крыши от исполнения. Никакой мистики или секретных техник. Это огромное количество человеко-часов, принесенных в жертву искусству.

Стоит ли говорить, что вечерний концерт прошел на ура от первого вкрадчивого эпиграфа оркестра, а потом и хора "Requiem aeternam..." от которого волосы встают дыбом, через адские тирраты Dies Irae до скорбного, но невероятно светлого Libera Me.

Музыкант на репетиции и музыкант в концертном состоянии это два разных человека. Каждый исполнитель, выходя на сцену, собран и мобилизован. Вот здесь, наверное, следует подумать о магии. Да даже не затасканное слово «магия», а что-то гипноподобное. Когда на сто с лишним человек сходит не то что вдохновение, но некое ощущение мистерии, единомыслие и добровольное подчинение правящей руке Курентзиса. Повел рукой и пассаж улетел в космос, опустил руку и звук провалился. Вот где магия, когда все вместе и все за одно - за искусство. (Кашпировский, да и только).

Тогда с пыльного Верди осыпается высокопарная итальянщина и нафталин и открывается гениальная музыка прекрасного мелодиста и, наверное, одного из самых театральных композиторов. Всё исполнение из головы не выходило слово «театр» и «театральность» (не путать с театральщиной, оперностью и пафосом). Реквием Верди, в отличие от, скажем, моцартовского, в исполнении MusicAeterna оставляет ощущение не церковной мессы, а большой драматической постановки, что ни в коей мере не умаляет темы этой самой «постановки». То есть: много людей собрались не для того, чтобы отпеть заупокойную мессу, но, чтобы философски, через театр и театральные оперные приёмы осмыслить вопрос ухода человека из жизни, а после передать это слушателю. Когда из тьмы Дня гнева появляется чистый и светлый тембр сопрано Зарины Абаевой, ей отдельное СПАСИБО, тогда веришь, что Lux-то perpetua! (Тенор так же был на высоте, а единственные вопросы, возникшие к исполнителнению связаны с партией Баса и в особенности Меццо-сопрано, но здесь следует оговориться, что по каким-то причинам состав исполнителей был внезапно изменен, а поводов может быть миллион, поэтому это не более чем вопросы).

Этот московский концерт является вторым концертом из большого европейского турне оркестра. Далее его остановками станут: Париж - Брюссель - Кёльн - Гамбург - Вена - Женева - Люцерн - Милан - Экс-ан-Прованс - Афины. Важной вехой здесь выделяется выступление в Милане в церкви Святого Марка, где 22 мая 1874 года впервые прозвучал «Реквием» Джузеппе Верди. Интересно оценить насколько изменится произведение в руках коллектива, пройдя такую мощную обкатку. И нам представится возможность сравнить, так как ожидается прямой эфир из Милана.
Эпилог

Вот такой получился Реквием. И чем более ты расширяешь описание произошедшего в зале, тем менее оно приближается к тому, что на самом деле звучало. Нужно просто идти и слушать. Безусловно существуют «эталонные» записи с великими певцами и оркестрами прошлого под управлением не менее славных мастеров, но музыкальное искусство существует не на компакт-дисках и винилах, оно кипит в концертных залах, оно творится, живет и меняется сейчас, и только здесь - в зале, оно может изменить вас, а значит оно способно менять мир. Трудно не признавать факта, что коллектив MusicAeterna во главе с Теодором Курентзисом сейчас если не номер один в России, то без сомнений в тройке лучших, а также, что эти музыканты могут заставить полторы тысячи человек оставить все дела, на полтора часа собраться вместе во внеурочное время и просто помолчать под великую музыку.

Разве это не чудо?
Понравился материал?
Подписывайся на телеграм-канал, instagram и наше VK-сообщество,
чтобы получать свежие статьи оперативнее.
Расскажи в комментариях, что ТЫ по поводу этого имеешь, тычь
«рассказать друзьям» ниже, но лучше поддержи ресурс, если хочешь увидеть новый контент быстрее!
Made on
Tilda