Дети и отцы
О новом фильме Сергея Ливнева
14.03.2019
Долго думал, стоит ли тратить время на написание, но желание поддержать отечественного производителя всё-таки возобладало. Не все же о зелёных книжках писать.
Давно подмечено умными людьми, что в искусстве нет оригинальных сюжетов, автор всегда пересказывает рассказанное или написанное ранее. Нечего и говорить о сюжете картины Сергея Ливнева «Ван Гоги», едущей по проторенной колее отношений отцов и детей.
Камера, мотор!
Суть:
Отец (Даниэль Ольбрыхский) выдающийся дирижер, сын (Алексей Серебряков) посредственный художник, живущий в тени отца. Отец, всю жизнь угрохавший на карьеру, при смерти; пора разобраться с родственником.
Камера, мотор!

Надо отдать должное актерскому дуэту; каждый из них профи высшего класса и виртуозно исполняет вверенную ему партию. Так поляк Ольбрыхский прекрасно владеет русским и на протяжении двух часов медленно и методично умирает, истаивая на глазах у удивленной публики. Серебряков вытаскивает на себе весь эмоциональный заряд картины. Глядя на этот дуэт, охотно верится, что с таким упоением могут орать друг на друга только близкие люди.
Но вернемся к объявленным «отцам и детям». Досмотрев ленту до конца, приходишь к мысли, что всё не совсем так как оно начиналось, а по мере движения действа к финалу, герой Ольбрыхского уходит на очень второй план, в кадре же остается лишь мальчик пятидесяти лет, так и не разобравшийся в ворохе комплексов, густо замешанных на кризисе уже далеко не среднего возраста.
А вот здесь я хочу вставить праведный гнев музыканта. Если вы не хотите снова читать про фиговые воплощения профессии в кино скролим рамку.

Конец восемнадцатого - начало девятнадцатого года как-то аккумулировали в себе выход фильмов героями которых стали музыканты («Богемская рапсодия», «Зелёная книга», теперь вот «Ван Гоги»). Режиссеры и/или сценаристы с удовольствием используют харизматичный и яркий образ музыканта-гения, НО (как правило) с диким пренебрежением к деталям.

Я честно не могу понять, почему нельзя просто уточнить и проконсультироваться у знающих людей как снимать оркестр и дирижера?! Ведь это будет в 10 раз убедительней! Это все равно что пытаться перерисовывать японский иероглиф, никогда прежде не изучая искусства каллиграфии. Возможно, получится красиво, но любому случайному человеку, не говоря уже о настоящем японце, будет понятно, что вот этот - слева настоящий и правильный, а вот тот справа - ваш.

Конкретно. В Реквиеме Моцарта тромбоны дуют, когда играют скрипки. То есть слышно скрипки, но показывают вдувающих тромбонистов. В голове невольно возникает когнитивный диссонанс. Далее, так не управляют оркестром. Не будет слушаться тебя такая махина, увенчанная огромным хором. Еще, как мне кажется, не один дирижер в здравом уме (хотя тут как раз таких нет) не будет вальсировать под Lagrymosa - самую скорбную и печальную часть реквиема.

Опять же, такие недочеты исправляются на раз и не влекут за собой удорожание съемочного процесса, что наводит на мысль, что ему - режиссёру просто всё равно, а равнодушие сразу портит впечатление. Хочется искусства, а автору плевать на зрителя. Причем в этот раз, исполнения как раз прекрасные (по крайней мере вполне достойные). Но вместо того, чтобы использовать такой мощный инструмент воздействия себе на пользу, он ставит его против достоверности. Единственное, что радует сцена эта коротка и не бесит больше 3-4 минут экранного времени.
Хотя, на счет саундтрека, была и одна придумка, которую можно смело сложить в копилку плюсов. Мотив этой самой Лагримозы проходит через весь фильм, сшивая действие, и по мере распада личности дирижера он как бы упрощается, уплощается и истончается. Например, в картине есть момент, когда тема звучит без изменений, но полностью исполненная только лишь на рояле, придавая визуальному ряду ощущение деградации и отмирания. Отмирания тембров и объема оркестра в данном случае. Вот это неплохо. Вот это зачет!
Короче говоря. Смотреть строго необходимо людям, которые наивно полагают, что во всех их проблемах виноваты другие люди или хуже того - родители, но при этом плохо знают Моцарта и работу с оркестром.

Всем добра!

Понравился материал? Подписывайся на телеграм-канал,
чтобы получать новые статьи быстрее всех.
Расскажи в комментариях, что ТЫ по поводу этого имеешь, тычь
"рассказать друзьям" ниже,
или поддержи ресурс!
Made on
Tilda