Как пианисты ходят в кино.
"Зелёная книга" хороший фильм или...
23.02.2019
В кино полным ходом идёт фильм «Зелёная книга» режиссёра Питера Фарелли. Тематика, а главное проблематика фильма читается с первого скриншота, вырванного из картины, и полностью коррелирует с настроениями киноакадемии в последние годы, поэтому нет ничего удивительного в том, что картина была номинирована в пяти категориях, а все умные от кино давно написали на неё рецензии. Вчера не читая и не слушая ничего о, пошёл получать впечатление из первоисточника.

Сразу отмечу, что фильм получился действительно неплохой, одна роль Вигго Мортенсена вне всяких похвал. Лично я понял, что это Арагорн, только через некоторое время после сеанса, изучая материалы о фильме: Вигго специально для этой роли преобразился до неузнаваемости (нечто похожее пару лет назад совершил Мэттью МакКонахи сначала для роли в сериале «Настоящий детектив» (True Detective), а позже для полнометражки «Золото», после чего стал одним из самых обсуждаемых актёров последнего времени). Нечто похожее произошло на наших глазах с «сыном Араторна и потомком Исилдура». На самом деле, я долго не мог поверить, что этот шкаф – Вигго.
Кадр из фильма "Зелёная книга"
Роль афроамериканского пианиста Дона Ширли так же прекрасно исполнена оскароносным актёром Махершала Али, получившим свою статуэтку за фильм 2017 года «Лунный свет» (тоже остросоциальное кино, кстати, если вы понимаете о чём я…)
Кадр из фильма "Зелёная книга"
Отличные диалоги, прекрасный юмор, химия актёрского дуэта, крепкий сценарий (хоть и слегка вторичный, уж очень отдаёт французским фильмом «1+1» (Untouchables), только герои поменялись местами). Отмечу отдельно прекрасную операторскую работу, фильм приятно смотреть, почти всегда картинка вкусная и очень глубокая, чему способствует, конечно, постоянная смена американских пейзажей за бортом прекрасного Cadillac DeVill 1962 года глубокого перламутрово-бирюзового цвета (двух прекрасных CadillacDeVill1962 года глубокого перламутрово-бирюзового цвета!!!).
Прекрасный Cadillac DeVill 1962 года глубокого перламутрово-бирюзового цвета

Есть только два момента, которые отравили мне весь фильм наглухо!

Первый. Создаётся впечатление, что фильм изначально задумывался режиссёром для получения презентов от американской киноакадемии. (И что-то мне подсказывает, что их никак не обойдут стороной). Постоянно казалось, что Фарелли хотел запихнуть в одну картину рассказ о всех возможных социальных конфликтах, притеснениях и проблемах Америки одновременно. Тут тебе и оголтелый расизм, и классовое неравенство, и гомофобия, и бог его знает что ещё, причём последнее было, совершенно точно, не нужно этому сценарию, вырежи они эту «захватывающую» двухминутную сцену, фильм бы не потерял ни на грош. Из этого следует, что единственным поводом включение оной в кино был, так сказать, «общественный запрос». Но это ладно, это – спорные моменты.

Теперь к бесспорным. Ответственно заявляю, что вся музыка, прозвучавшая в фильме со сцены, то есть из-под рук одного из главных героев – полное гов очень плохая. При чём абсолютно не понятно, почему авторы не могли взять настоящие записи этого Дона Ширли, кои, конечно, сохранились на пластинках, тем более процесс звукозаписи всегда был прекрасно поставлен в США, и качество не может быть причиной этого…конфуза.

Мало-мальски опытному уху слышно отвратительный баланс инструментов в трио (струнные гудят какую-то ахинею на заднем плане) и топорный звук (он просто Ебо долбит по роялю) из под рук пианиста (актёр, конечно, вовсе не причём; Махершал Али делает всё от него зависящее, ЕГО КРИВО ДУБЛИРУЮТ). Непонятно, почему нельзя решить эту простую, казалось бы, проблему заменой музыки на оригинальную, записанную музыкантами трио Дона Ширли или просто вызвав трёх хороших студентов местной консерватории. Заключительным аккордом, вколотившим последний гвоздь в крышку гроба звукорежиссёра «Зеленой книги» стало исполнение 23 этюда Фредерика Шопена на разбитом инструменте в местном кабаке. Первое - на слух, звучало отнюдь не пианино, а концертный рояль. Второе – гениальный (по сюжету из фильма) виртуоз наглухо мажет половину нот. Позови они любого студента, он сыграл бы им бесплатно в десять раз лучше, лишь за обещание, что его исполнение попадет в фильм. По неопределённым причинам этого не произошло.

Дело даже не в этом фильме конкретно. Фильмов на околомузыкальную тематику выходило немало. Но, почему-то, каждый раз исполнения музыкантов, чьё искусство, по факту, является одним из ключевых «героев» повествования уделяется крайне мало внимания. Я могу вспомнить лишь несколько «пианистов» из голливудского кино, которые не оставили после себя мерзкого послевкусия во рту и послезвучия в ушах. (Где-то это «Пианист» Романа Полански, где-то пару треков из «Легенды о пианисте» Джузеппе Торнаторе, хотя там тоже есть вопросы).

Интересно вот что, может это всё мои личные проблемы, как профессионального пианиста, и только музыканты замечают эту фальшь? И если мы смотрим какой-нибудь фильм о врачах или юристах, бросаются ли им, юристам и врачам, в глаза «художественные условности» киношного мира? Или это только с музыкантами такая лажа? (Своё мнение можно написать в комментарий).

Короче говоря, фильм был для меня прекрасным ровно до момента касания молоточком первой рояльной струны. Потом начались вопросы. И это, на самом деле, очень обидно, ведь хочется смотреть прекрасный фильм, а приходится слушать дурную музыку.

6 из 10
Понравился материал? Подписывайся на телеграм-канал,
чтобы получать новые статьи быстрее всех.
Расскажи в комментариях, что ТЫ по поводу этого имеешь, тычь
"рассказать друзьям" ниже,
или поддержи ресурс!
Made on
Tilda