Уже не кино? Еще не кино?
DAUn house!
О новом фильме Ильи Хржановского
18.02.2019
На неделе в Париже прошла наделавшая много шороху премьера фильма DAU режиссёра Ильи Хржановского. Премьера только-только состоялась, но парижане сломали уже груду копий в попытках разобраться «что это было?». Стоит отметить так же, что одну из главных ролей, а конкретно гениального советского физика Льва Ландау сыграл (или не сыграл) художественный руководитель и дирижёр пермской оперы Теодор Курентзис, к музыкальному творчеству которого я отношусь с огромным уважением.

В попытках разобраться, что такого сотворил Хржановский, что толерантная европейская публика вывесила баннер с протестными лозунгами напротив кинотеатра, был проведён весь вечер. Попробуем поговорить о фильме, который мы не смотрели (премьера фильма планировалась в трёх городах: Париж, Берлин, Лондон; и как водится в Россию его не завезут из-за присутствия сцен насилия и ненормативной лексики, соответственно отказе в прокатном удостоверении).

Для тех, кто ничего не слышал о новой картине эпатажного режиссёра, вот небольшой пересказ событий, хотя небольшим его сделать зело трудно.

В 2006 году Илья Хржановский впервые упоминает о задумке снять байопик в основу которого должны лечь недавно изданные мемуары Конкордии Терентьевны Дробанцевой- жены Льва Ландау (чтоб вы понимали, это примерно «50 оттенков Ландау»). К написанию сценария подключается один из ведущих российских писателей Владимир Сорокин, участие которого вскоре заканчивается из-за бесконечно меняющихся планов режиссёра. Первоначальный проект обрастает всё новыми и новыми подробности. Хржановский задумывает выстроить своего рода «парк советского периода» и на несколько лет оставить в нем артистов, обязанных непросто перевоплотиться, но окончательно сжиться со своими ролями. Они будут жить в домах того времени, носить (и снимать) одежду того времени, ездить на машинах из прошлого и так далее. Актёры должны настолько войти в роль, что перестанут замечать камеры и буквально жить в своих новых амплуа. Все сцены, о которых вы сразу подумали, должны происходить вживую, что позже вызвало негодование огромного количества народа, озабоченного «жестоким обращением с...актерами/женщинами/животными(нужное подчеркнуть).

Такой аттракцион действительно был выстроен в Харькове и назван «Институт». Съемки Дау начались в 2008 году и закончились в 2011 году взрывом декораций и дискотекой на их останках. Съемки потребовали задействования более ~1500 человек массовки (везде разные цифры).

С 2011 года по 2018 фильм находился в постпродакшене. Летом восемнадцатого на мистическом сайте dau.xxx появился трейлер фильма и страница регистрации для получения (внимание!!!) визы для посещения инсталляции в Париже. Об этом ниже.


По задумке автора премьера должна была пройти в Берлине, где специально для представления должен был быть построен и под конец символично разрушен фрагмент берлинской стены. Естественно, администрация не дала разрешения на прокат и постройку декораций, в Германии очень аккуратно относятся к своей истории. Поэтому премьера была перенесена в Париж, где в трёх разных местах, конкретно в театре «Шатле», «Театр де ля виль» и центр Жоржа Помпиду. Планировался не просто показ фильма, а многодневная трансляция материала, коего набралось на 700 часов, при этом зрители помещались в условия, соответствующие визуальному ряду, то есть полное погружение в сюрреалистическую советскую реальность.
Планировался не просто показ фильма, а многодневная трансляция материала, коего набралось на 700 часов.
Так что там визы?
Вот здесь мы должны разобраться с визами! На сайте dau.xxx вы могли приобрести визы под марками A1, S1, M1 (на данный момент перфоманс окончен и регистрация, как и получение виз невозможны), каждая из которых действует соответственно шесть часов, сутки и безлимитно. При регистрации вам было предложено ответить на ряд скользких вопросов, используя которые автор, как мне кажется, не имел никаких практических целей, кроме как обозначить ряд проблем и тезисов, которые вам придётся переосмыслить во время просмотра. Вопросы могли быть следующего характера: «Занимались ли вы саморазрушением, не задумываясь о последствиях?», «Манипулировали ли вы людьми, чтобы достичь желаемого?», «Принуждали ли вас подавить собственную сексуальность?», «Считаете ли вы, что в определенной ситуации каждый способен на убийство?» etc.
Кадр из фильма...
После регистрации и получения визы вы могли попасть в зону перфоманса. При этом оба театра – «Шатле» (тот самый в котором некогда прошли знаменитые русские цены Дягилева) и «Театр де ля виль», стоящие на площади друг на против друга и находящиеся в состоянии ремонта (голые стены, неработающие туалеты, всё как положено), были разделены на карте тематическими зонами такими как: «конформизм», «садизм», «мораль» «тревога», «утопия» или «наследие», «предательство», «коммунизм», раскрывающими ту или иную сторону тоталитарного строя. Естественно, перед входом в арт-пространство вы решались всех гаджетов, вместо которых вам вручали аудиогид - он же синхронный переводчик для не владеющих языком оригинала (а по словам очевидцев Теодор в определенные моменты использовал греческий). В буфете вы так же не получали адекватного меню, а на самом деле вообще никакого. Всё это работает на то, чтобы вы окончательно решились свободы волеизъявления.

Если вам до сих пор мало, то в довершении ко всему три точки проведения перфоманса должны были соединиться в небе лазерными лучами красного цвета, что по задумке автора должно было отсылать к эстетике авангарда XX века. (Как по мне, так это вишенка).
Естественно, что при воплощении в жизнь столь сложной и амбициозной конструкции не обошлось без серьезных проблем технического и организационного характера. Упомянем лишь некоторые: Париж не давал добро на прокат картины, в итоге люди, приехавшие во Францию специально на премьеру, были вынуждены ждать (зато у них была виза!), отмечали так же неполадки со звуком в зрительном зале etc. Технические характеристики продукта так же сильно изменились ближе к премьере. Организаторы перемонтировали 700 часов кинопленки в 13 фильмов, которые крутились в залах в случайном порядке, что в определенном смысле, конечно, добавляло ощущения бесконтрольного существования в тоталитарном государстве, а я подозреваю, что именно этим и хотел взять Хржановский, а отнюдь не операторской работой Юргена Юрсена, работавшего с Фассбиндером, Вендерсом и Хенеке.

Здесь хочется наконец остановиться в пересказе подробностей и попробовать сделать некоторые обобщения касательно фильма (хотя разве это про кино?), которого мы не видели. Что бросается в глаза, так это конечно масштаб концепции. Ведь если это обсуждают и мусолят все кому не лень (мне не лень), то это определённо событие, каким бы дорогостоящим, спорным, неорганизованным, странным или плохим оно не было. В конечном итоге, цели, поставленные автором, (а именно заставить толпу людей сначала вжиться в атмосферу жизни за железным занавесом, а потом, с их помощью погрузить туда других) были, как мне кажется, достигнуты. Хотя к кинематографу как таковому это уже имеет очень мало отношения.

Теодор Курентзис о премьере Дау в Париже...
«Когда ты входишь на эту территорию, попадаешь на совершенно иную площадку восприятия. Это — не обычный язык кинематографии. Не клише, к которому мы привыкли. С которым мы согласились и продолжаем внутри него наше собственное общение. Там есть дикость нашей собственной жизни. Есть обнаженность коммуникации».
Возможно Илья Хржановский перемонтирует своё чудо по новой и урежет его до трёхчасовой режиссёрской версии, а такие слухи ходят, хотя мне в это верится с трудом, потому как дома сидя перед своим ноутбуком зритель не поймает того ощущения, чего они всей командой добивались – атмосферы давления власти и моральной мутации личности в тоталитарном государстве.

Но мы будем ждать. Уж очень красивые кадры из фильма в трейлере.
Понравился материал? Подписывайся на телеграм-канал,
чтобы получать новые статьи быстрее всех.
Расскажи в комментариях, что ТЫ по поводу этого имеешь, тычь
"рассказать друзьям",
или стань патроном ресурса!
Made on
Tilda