Концерт камерного оркестра Околобаха
9 мая 19:30
ДК Рассвет (Москва, Столярный пер., 3к15)
Дирижёр - Максим Бетехтин
Программа:
Гавриил Попов - Камерная симфония, ор. 2 (1927)
Игорь Стравинский - Сказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемая, К029 (1917)
Камерный оркестр Околобаха сводит в одной программе два сочинения для септета — сверхизвестную «Историю солдата» Стравинского и недооцененную Камерную симфонию Гавриила Попова. Каждое из них можно назвать «спрессованным оркестром», так богата палитра красок и так замысловат порой полифонический рисунок их музыкальной ткани.

Юношеское сочинение Гавриила Попова, однокашника Шостаковича — одно из самых ярких сочинений композитора, обещавшее музыкальному миру появление новой, так и невзошедшей звезды русского музыкального авангарда. «Стравинский, Шенберг, Хиндемит, Прокофьев — вот мои звезды», записывал студент Ленинградской консерватории Попов в дневнике. Прокофьев сразу выделил музыку ленинградского юноши, и активно хлопотал об исполнении Септета за рубежом. В январе 1930 года оркестр Бит-би-си исполнял его вместе с «Историей солдата» Стравинского — под управлением Эрнеста Ансермэ, первого и, возможно, лучшего интерпретатора «Истории».

Септеты Попова и Стравинского роднит не только состав камерного оркестра, но и особенная издевательски-веселая нотка — звон иронии посреди сгущающегося мрака. Сочиняя, оба композитора решали и вполне практические задачи: для Попова это было выпускная, дипломная работа, демонстрирующая способности молодого советского композитора, для Стравинского — способ поправить финансовое положение: он сочинял «Историю» в Швейцарии в конце 1917 года, будучи полностью отрезанным от доходов, поступавших из России. «Я остался попросту ни с чем, на чужбине, в самый разгар войны», — писал он в воспоминаниях. Театрализованная «История солдата», основанная на сказке о солдате-дезертире и черте из сборника Афанасьева, по замыслу Стравинского должна была стать хорошим способом заработка — основой для выступлений небольшого передвижного театра.

Из этих планов ничего не вышло. Попова советская критика вскоре разгромила как формалиста, а идею гастролей «Истории солдата» по Швейцарии остановила эпидемия «испанки» — заболели все участники постановки, их семьи и агенты. Вечно актуальной остается лишь общая идея «Истории солдата»: дезертир пытается обыграть дьявола, и в некоторые моменты ему это даже удается — но в финале черт все же торжествует.

Исполнители:

Флейта - Александра Мелдо
Кларнет - Дмитрий Скородумов/Семен Ушаков
Труба - Эльдар Бархалов
Тромбон - Матвей Негруль
Фагот - Александр Атаманов
Скрипка - Анастасия Кухтина
Виолончель - Арина Махова
Контрабас - Давид Ружавинский
Ударные - Филипп Карандеев
Чтец - Иван Болгов

Дирижёр - Максим Бетехтин
Made on
Tilda